Материалы представлены для подготовки игроков (персонажи - экономисты)
А.А. Корсовский, директор департамента корпоративных финансов и рынков капитала компании "ФБК"
Источник: Журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации (электронный журнал)" №6-2010
Опубликовано: 21 июня 2010
Актуальность темы слияний и поглощений (M&A) и, что еще важнее, понимание необходимости управления процессами M&A особенно обостряются во время кризисных явлений в мировой экономике. Обусловлено это усилением конкурентных процессов и усложнением конкурентной борьбы на мировых рынках; тенденциями к перенакоплению капитала, вызывающими необходимость перераспределения активов от менее эффективных собственников к более эффективным; формированием стратегического подхода к реализации сделок M&A в условиях рыночного ценообразования на рынке корпоративного контроля. Рассмотрим основные моменты, на которые стоит обратить внимание при принятии решения о проведении сделок корпоративных слияний и поглощений.
Сделки слияний и поглощений открывают перед бизнесом неоспоримые преимущества в сравнении со спектром возможностей органического развития, т.е. лежащих внутри самого бизнеса. Реализация сделок M&A позволяет в относительно короткие сроки успешно решать задачи как по расширению деятельности, так и по повышению ее эффективности, способствуя выходу компаний на новые рынки, укреплению рыночных позиций, увеличению добавленной стоимости, оптимизации и снижению затрат, устранению неэффективности управления, обеспечению доступа к передовым технологиям, эффективному инвестированию свободных денежных средств и т.д.
Однако, неся в себе широкий спектр стратегических возможностей и перспектив роста акционерной стоимости компании, сделки слияний и поглощений одновременно могут стать причиной и разрушительного эффекта для их участников.
Приведем пример. Согласно различным оценкам, только три сделки из десяти реализованных приносят добавленную стоимость их инициаторам в виде синергетических эффектов или укрепления рыночных позиций компании. Остальные завершаются неудачей и ведут к снижению эффективности бизнеса, несмотря на, казалось бы, очевидные мотивы и преимущества от сделки. Вместе с тем, по статистике финансовых консультантов, только две сделки из десяти инициированных имеют шансы на завершение, остальные «разрушаются» в течение длительного процесса реализации транзакции, который может продолжаться от трех месяцев до нескольких лет. Таким образом, проведя несложные арифметические подсчеты, приходим к выводу: только шесть сделок из 100 приносят их инициаторам желаемый результат, остальные влекут за собой немалые затраты, возникающие в ходе транзакции, и потерю стоимости в результате недооценки рисков и ошибок в управлении процессом сделки. При этом многие из незавершенных сделок могли бы нести в себе потенциальную добавленную стоимость при должном подходе к их реализации.
В период кризиса наблюдается падение как объема рынков слияний и поглощений, так и количества сделок. В частности, по данным обзора российского рынка слияний и поглощений за 2009 г., подготовленного специалистами компании «ФБК», в 2009 г. объем этого рынка сократился более чем на 57 %, составив около 41,91 млрд долл. США против 98 млрд долл. в 2008 г. Количество сделок с участием российских компаний также снизилось. В 2009 г. была заключена 731 сделка в 44 отраслях, что ниже показателя 2008 г. (775 завершенных сделок) на 5,68%. В то же время, по наблюдениям финансовых консультантов, число инициированных сделок не становится меньше, а причины падения рынка кроются в падении стоимости завершенных транзакций и снижении доли успешных сделок, так как на рынке появляется большое количество проблемных и низколиквидных активов. В этих условиях проблема управления эффективностью сделок M&A и необходимость профессионального сопровождения процесса транзакции приобретает особую актуальность.
Итак, главными причинами неудач при совершении сделок являются недооценка рисков, возникающих в процессе транзакции, а также ошибки управления ходом процесса. Большинство из них кроется в элементарном незнании самого процесса реализации сделки и непонимании назначения отдельных процедур и мероприятий. Таким образом, реализация возможностей развития бизнеса посредством сделок слияний и поглощений требует взвешенного, профессионального подхода в целях наиболее эффективного управления процессом транзакции и стоимостью, создаваемой в ходе сделки.
Для управления стоимостью в процессе реализации возможностей M&A необходима специальная проектная команда, обладающая необходимым опытом и знанием всех «подводных камней», возникающих в процессе работы над сделкой. Остановимся вкратце на основополагающих факторах создания стоимости в процессе осуществления сделок слияний и поглощений, на роли и задачах проектной команды по сделке, а также на возможностях и преимуществах профессионального консультанта по решению поставленных задач.
Обеспечение конфиденциальности процесса транзакции
Ограниченное распространение информации об участии компании в той или иной сделке, а также ключевых сведений о ее бизнесе среди узкого круга лиц является одним из основных требований собственников по организации сделки. Если это требование не соблюдается, инициатор сделки рискует тем, что информация о сделке «растечется» по всему рынку. Это может иметь нежелательные последствия как для самой сделки, так и для всего бизнеса компании.
Например, в случае с компанией, заинтересованной в продаже доли бизнеса в целях привлечения инвестиций в его развитие, важные сведения, составляющие коммерческую тайну, могут попасть в руки конкурентов; информация о грядущей продаже бизнеса может вызвать волнения среди персонала компании в связи с вероятной чередой увольнений после смены собственника, что, в свою очередь, может привести к снижению эффективности бизнеса и повышенной текучести кадров во время переходного периода. В случае с котируемой компанией преждевременное распространение информации о планирующейся сделке способно привести к череде спекуляций с акциями и непредсказуемым движениям их котировок, что может поставить под угрозу саму возможность совершения сделки и ее последующую эффективность.
Таким образом, сохранение конфиденциальности информации в процессе сделки — неотъемлемый фактор ее успеха. Профессиональный подход к управлению процессом транзакции заключается в поэтапном раскрытии информации, при этом любое ее раскрытие, начиная с разглашения названия компании — инициатора сделки, сопровождается подписанием соответствующего соглашения о конфиденциальности. По мере продвижения по этапам сделки детализация представляемой информации увеличивается, а круг ее получателей сужается, в результате чего обеспечивается минимизация сопутствующих рисков распространения лишних сведений.
В решении задачи обеспечения конфиденциальности консультант имеет неоспоримое преимущество, так как, во-первых, является нейтральной по отношению к бизнесу стороной, не вызывающей прямых ассоциаций с компанией (что важно, например, для случая, когда необходимо сохранить конфиденциальным название компании и личность ее собственника), во-вторых, в мелочах знает, как оптимальным образом организовать процесс информационного обмена и выстроить последовательность раскрытия данных, и, в-третьих, обладает знанием о рынке потенциальных покупателей или продавцов, что позволяет максимально ограничить круг получателей информации и минимизировать число лишних и потенциально рискованных действий.
Иногда, когда речь идет о целенаправленных переговорах по сделке с конкретным покупателем или продавцом, создание конкурентной среды за счет привлечения финансового консультанта также не будет лишним, поскольку позволит держать контрагента «в тонусе» и избежать иных рисков.
Таким образом, опытный консультант за счет своего знания рынков капитала и устойчивых контактов с ключевыми игроками должен уметь организовать конкурентный процесс путем вовлечения в ход сделки дополнительных участников.
Создание эффективного «противовеса»
Вступая в сделку, ее участник должен понимать, что с большой вероятностью с противоположной стороны в процесс будет вовлечена команда профессионалов, включающая финансовых консультантов, специалистов в сфере оценки бизнеса, аудиторов, юристов и т.д.
Ключом к успеху мероприятия для инициатора сделки может стать формирование «противовеса» на своей стороне, а именно сильной проектной команды, способной «говорить на одном языке» с представителями команды «противника», спокойно и хладнокровно управлять процессом транзакции, не поддаваясь на давление и деструктивные действия противоположной стороны (а такие проблемы возникают неоднократно в ходе сделки).
Команда проекта должна иметь необходимые знания, касающиеся процесса сделки, быть разносторонне подготовленной по всем ее аспектам (финансовому, оценочному, юридическому, структурному, аудиторскому, налоговому, законодательному, информационному, техническому и т.д.), включать в себя специалистов в соответствующих профильных областях, обладать сильными переговорными навыками, в том числе на международном уровне.
При совершении трансграничных сделок этот набор компетенций будет особенно важен и может иметь решающее значение для всего процесса. Опытный консультант — в силу глобального характера своей деятельности и международного охвата — должен принимать в расчет и сглаживать соответствующие межкультурные различия в процессе ведения переговоров, по возможности привлекая к данной работе иностранных коллег в целях создания обстановки максимального доверия сторон.
Координация усилий всех участников сделки
Как уже отмечалось, процесс реализации сделки предполагает вовлечение проектной команды со стороны покупателя и продавца. Эти команды могут включать в себя специалистов различных профилей (привлекаемых как внутри компании, так и извне), а именно: финансовых консультантов, юристов, аудиторов, специалистов по налогам, представителей высшего менеджмента и технического персонала компаний — участников сделки и иных специалистов.
Действия всех вовлеченных участников необходимо интегрировать в единый процесс управления в соответствии с четким планом, осуществляя ежеминутную координацию. Только наличие единого координационного центра поможет наиболее эффективно провести процесс транзакции, минимизировав временнЫе рамки проекта, трудозатраты и финансовые издержки. Эту задачу можно поручить лишь опытному специалисту, знающему специфику и последовательность реализации процедур по сделке до мелочей.